С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить открытость дошкольного образования и информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ и который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать в своей практике. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Что же такое «образовательный стандарт» для дошкольников? Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему же вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.
Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
На основе стандарта дошкольного образования в детском саду утверждена программа и программно-метод
ФГОС ДО состоит из трех требований: к структуре основной образователь
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Как изменится работа детских садов в связи с принятием ФГОС ДО?
Образовательный процесс в детских садах должен стать более индивидуализированным, личностно- ориентированным. Хотя, необходимо это отметить, дошкольное образование — и в этом его отличие от иных уровней образования — всегда было нацелено на работу с каждым ребенком, развитие каждого из воспитанников. Но сегодня, с введением Стандарта, главной целью каждого педагога станет подбор индивидуального «ключика» к каждому ребенку, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская)деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Многих родителей волнует вопрос:будут ли учиться дошкольники как в школе?
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности- уроком. ФГОС говорит о том, что не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. И никаких оценок академических достижений ребенка 4 - 5 - 6 лет!
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрирован в Минюстре России 14.11.2013 № 30384)